Websoft

пятница, мая 09, 2008

Божественная сущность тьютора и критерии ее измеримости

Несколько десятилетий назад французский педагог Селестен Френе высказал весьма неординарную мысль: социум требует от педагога совокупности таких качеств, которые могут целиком принадлежать одному только богу.
Решил проверить, а не изменилось ли что-нибудь спустя 90 лет, с тех пор, как Френе разработал свою потрясающую технологию обучения. Кстати, в ней к учителю предъявлялось лишь одно базовое требование ― руководство совместным написанием и публикацией текстов в школьной типографии. Так что wiki – хорошо забытое старое – может считать годом своего рождения 1918.

Увы, по мнению наших теоретиков от тьютора в условиях дистанционного обучения разом требуется такой набор профессиональных ролей, которые смертному ну никак не по бренному плечу. Он одновременно должен выступать как модератор, фасилитатор, методолог, игротехник, консультант, предметный эксперт и преподаватель, тренер, коуч, наставник, посредник между контентом и учащимся и, в контексте продвижения образовательных услуг, еще и как менеджер, маркетолог и продавец оных (см.) .
Под силу ли такое земному учителю? Не знаю, как вы, я на такое точно не способен, разве что на о-о-очень скромном уровне. Кто, где, какое учебное заведение способны дать такую подготовку, хватит ли будущему тьютору семи жизней, чтобы научиться тому, что от него требуют уважаемые теоретики?

Не менее заоблачные требования предъявляются к социальным, общекультурным и нравственным качествам тьютора: он должен быть гуманенен, толерантен, способен к эмпании, уважать права и свободы человека вообще и обучемого в частности и пр. и пр., грамотен, профессионально владеть устной и письменной речью, даже редактировать тексты и, разумеется, не распугивать контингент своим внешним видом, голосом и манерами, всегда оставаться здоровым и эстетически привлекательным.

Коммуникативные и психолого-педагогические параматеры тьютора должны быть не менее выдающимися, он обязан демонстрировать: «умение подбирать и разрабатывать учебно-методические материалы, оценивать их качество с точки зрения современных норм; умение использовать в учебном процессе современные педагогические технологии, отвечающие целям учебного курса или образовательной программы в целом, стимулирующие активность обучающихся; умение оказывать помощь и поддержку обучающимся, создавать мотивацию, разрешать конфликты, развивать сотрудничество на основе знания психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп, возрастной психологии»* . Тьютором "должен быть человек творческий, обладающий педагогическим тактом, ... , артистизмом, развитым чувством юмора,... Вместе с тем ему должны быть присущи сообразительность, работоспособность, эмоциональная восприимчивость и психологическая зоркость, сосредоточенность, критичность ума, стойкость в преодолении консерватизма, отставании своих позиций"* .
Пожалуй, хватит цитат. Умолчу также про некоторые IT-шные и пользовательские компетенции тьюторов ДО как само собой разумеющиеся.

Каким же должны при таких концептуальных обстоятельствах быть критерии измеримости работы тьюторов, сколько томов занимать их простое перечисление? Помыслить страшно.
Хватит, однако, думать, лучше работать пойду – диссертацию про тьюторство писать. Подобных цитат у меня на несколько диссертаций накопилось.

3 комментария:

Elena Lokteva комментирует...

Каждый человек в чем-то бог... :)
К каждому специалисту предъявляется ряд определенных требований. Причем, к одному же специалисту в двух разных учреждениях будет предъявляться разный комплекс требований, иногда за одну и ту же зарплату. :)
Все требования, которые вы перечислили, соответствуют идеальному описанию тьютора. И каждый тьютор, осознает он это или нет, соответствует этим требованиям, просто каждый в разной степени. Хотя бы в общих чертах каждый тьютор должен иметь представление о том, что такое методика, какие технологии (педагогические, информационные и т.д.) существуют, в чем их преимущества и недостатки, насколько востребован и актуален материал, который он передает обучающемуся, должен многое через себя пропускать. В моем понимании, это нормально.
Да, не всеми этими качествами тьютор может владеть на высшем уровне, что-то будет получаться лучше, что-то хуже. Из всего этого и формируется некий тьюторский стиль, который отличает одного тьютора от другого: теоретика от практика, классика от авангардиста и т. п.
Где этому всему можно научиться? В педвузах на самом деле всему этому учат. Проблема в том, что в тех традициях, которые такому обучению присущи, редкий выпускник такого вуза сразу понимает, где и как это все должно применяться, и зачем оно вообще надо. Чего скрывать: в педвузы вообще зачастую поступают только потому, что туда легче поступить и там легче учиться, т.е. за "корочкой", а получив ее, уходят в другие отрасли. Да и возраст обучаемых таков, что мало кому хочется тратить свои лучшие годы на учебу, когда вокруг столько всего интересного! :) Но за 5 (!) лет познакомиться в той или иной степени со всем, что вы перечислили, и даже попробовать это все во время учебных практик было бы можно, согласитесь. :) А еще за пару лет после этого уже и стиль определенный выработается. Правда, в течении жизни он будет постоянно корректироваться, но это тоже правильно.
Опять же, не забывайте о том, что тьюторам сейчас намного легче объединяться для работы над тем или иным курсом, и тем самым компенсировать недоразвитые компетенции друг друга.

Валерий Павлович комментирует...

Недавно вышла книга К.Роджерса и Дж.Фрейберга "Свобода учиться" (Freedom learning). В ней прямо таки написано, что если педагог осваивает только позицию фасилитатора (не в современном смысле а в роджеровском), тогда дети начинают САМИ учиться. От педагога требуется лишь создать Богатую Среду (см. Никитин Б.П., Монтессори М.). В дистанционном е-лернинге это все есть. Остается лишь освоить необходимую позицию.

То есть то, о чем писал Френе, Роджерс воплотил. A требования Френе лишь описывают Человека Настоящего, до которого мы никак не доберемся от винтика.

Владимир Наумов комментирует...

Ничего не имею против фасилитации в качестве позициионирования педагога и способа организации учебного взаимодействия. Главное, чтобы фасилитатор сначала был педагогом (здесь - тьютором), а фасилитацию использовал бы как средство обеспечения усвоения знаний. Т.е. не путал бы цели и средства, что практикующим педагогам, увы, свойственно иногда.